По мнению ведущего британского нейрофизиолога Брайана Баттерворта, неспособность детей к математике встречается чаще, чем неспособность к чтению.
В некоторых странах дискалькулия — неспособность научиться считать, признана медицинскими властями, а в самой Великобритании это расстройство обучаемости у детей признается крайне редко. Баттерворт обследовал 1500 детей на Кубе, где этот состояние признается медиками. Он выявил, что от 3 до 6% детей выказывают признаки дискалькулии. Напомним, что слово «дискалькулия» пришло к нам из греческого и латыни. Оно означает «плохо считать». Дети с этим расстройством с трудом распознают числа. Таким образом, распространенность дискалькулии — неспособности научиться считать — оказалась куда выше, чем у дислексии: нарушения чтения в среднем встречаются только у 2,5 — 4,3% детей. Оно может серьезно осложнить жизнь человека. Математические задачи и вычисления становятся важной частью нашей каждодневной жизни, и неспособность хорошо считать может препятствовать карьере человека. Многие люди не подозревают, что страдают от этого расстройства. Даже когда врачи обнаруживают, что это так, мало что можно сделать, ведь, в отличие от дислексии, благотворительных фондов, которые помогают больным с таким расстройством, нет, — объяснил профессор. Сегодня Баттерворт занимается составлением специальной методики, которая помогла бы облегчить жизнь детям с дискалькулией. Он также разработал простую систему скрининга, которая помогает идентифицировать расстройство, которое лежит в основе дискалькулии. По мнению профессора, скрининг следует проводить как можно раньше, чтобы можно было применить к ребенку методы облегчения его состояния. Пресс-секретарь Британской ассоциации дислексии приветствовала его исследование. Она сказала: «Наша ассоциация хотела бы увидеть перемены в отношении учителей. Их надо учить узнавать признаки расстройства и оказывать помощь детям, страдающим от него». Справка: Что такое дискалькулия. Это неспособность к счетным операциям, часто сочетающаяся с дисграфией (проблемы с выражением своих мыслей на письме, часто дисграфией обозначают чрезвычайно плохой почерк). В пределах десятка ребенок еще может правильно складывать и вычитать. Но действия с более крупными числами для него недоступны. Впрочем, некоторым нелегко даже прибавить два к трем. Трудности возникают и при назывании: быстро установить «соседей», допустим, числа 25 или осмыслить его структуру школьнику не удается. Он не ориентируется в показаниях часов, поскольку плохо разбирается в расположении стрелок на циферблате. Умножение, деление даются проще – ребенок механически запоминает таблицу умножения и пользуется ею при необходимости. У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией; нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением. Что делать? Дискалькулия связана с несформированностью высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д. Родители могут самостоятельно проводить игры на развитие этих функций (по теме выпущено множество книг и пособий). При решении задач ребенок должен образно представить их содержание, делать зарисовки. Но в дополнение рекомендуется пройти медицинское обследование у невролога, психиатра, а также у логопеда и психолога (нейропсихолога). Для преодоления дискалькулии требуется комплексная медико-педагогическая работа. |